Написать и составить грамоту поучениясемиклассника

24 ноября 2013 / Литература

сочинение на тему полтава


  • Образ Петра I отразился и в поэме «Полтава». Поэма начинается как семейная драма, а
    разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг
    с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в
    отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше
    вдохновленный»[4]. Мысль Пушкина о русской истории определила и название
    поэмы. Он назвал её не «Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая
    на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним
    «из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого».[5]
    Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в
    стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев
    торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18
    века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и
    как
    бы комментированное эпитетами: …Лик его ужасен. Движенья быстры. Он
    прекрасен, Он весь, как божия гроза… И он промчался пред полками, Могущ и
    радостен как бой.
    Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное
    и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что
    и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его
    дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.
    Пётр
    восхищается благородством Петра на пиру: При кликах войска своего, В
    шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников
    ласкает,
    И за учителей своих заздравный кубок подымает.
    В
    «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом: В гражданстве северной
    державы, В её воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
    Огромный памятник себе.
    Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле
    памятник Петру Великому, основателю «военной столицы». Пушкин в «Медном
    всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у
    Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет
    их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов
    его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу
    пустынных волн» Невы.
    Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных
    событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в
    государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений
    жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим
    жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести,
    жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.
    В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют
    «самую великую «Петриаду», какую только в состоянии создать гений великого
    национального поэта[6]».


  • «Полтава» (1828)
    посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы,
    знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина
    это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на
    специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой
    России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.). В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII).

    Ведущей для Пушкина была тема Полтавской
    победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как
    первоначально предполагалось. Тем не менее образ
    Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане
    историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По
    существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как
    типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы». Но Пушкин,
    не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший
    целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность,
    противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и
    Петр даны как антиподы.

    Мазепа одинок, Петр окружен
    единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен
    идеей государства. В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал,
    что некоторые писатели
    (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового
    Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым
    в коварстве и злодействах». Не меньшее значение имеет в
    системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в
    стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью
    коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»:

    …Выходит Петр.Его глаза Сияют.Лик его ужасен.Движенья быстры.Он прекрасен,Он весь, как божия гроза. О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин
    пишет распространенными предложениями, создающими впечатление
    медлительности и даже какой-то неуверенности.

    Существенно, что Пушкин в поэме
    провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов
    русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине.
    Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и
    споем повествовании.
    С этой целью он насыщает текст
    этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской
    Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д.
    Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и
    событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими
    чертами.
    Резко выраженный конфликт сильных
    характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие,
    некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы
    придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную
    приподнятость и лирическую взволнованность.


Добавить комментарий