Напишите 5-15 крылатых выражений по истории Древней Греции

6 сентября 2016 / Школа

Напишите 5-15 крылатых выражений по истории Древней Греции


комментария 2
  1. DeeWays
    6 сентября 2016 в 3:36 – Ответить

    Авгиевы конюшни
    В греческой мифологии Авгиевы конюшни — обширные конюшни Авгия,
    царя Элиды, ко-торые в продолжение многих лет не убирались. Очищены
    они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил
    через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этот
    впер-вые сообщен греческим историком Диодором Сицилийским (1 в.
    до н. э.). Возникшее отсюда вы-ражение «авгиевы конюшни» применяется
    для обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности,
    засоренности, беспорядка в делах, требующих больших усилий для
    их уст-ранения; крылатым оно стало еще в древности (Сенека, Сатира
    на смерть императора Клавдия; Лукиан, Александр).

    Ариаднина нить
    Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ,
    помогающий вый-ти из затруднительного положения, решить трудный
    вопрос. Возникло из греческих мифов об афин-ском герое Тесее,
    убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне
    обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять
    на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему
    в построенном для него лабиринте, из которого ни-кто не мог выйти.
    Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского
    ца-ря Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок
    ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек
    отвели в лабиринт. Тесей привязал у входа конец нитки и пошел
    по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра,
    Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда
    всех обреченных (Овидий, Метаморфозы, 8, 172; Ге-роиды, 10, 103).

    Ахиллесова пята
    В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых сильных
    и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера. Послегомеровский
    миф, переданный римским писателем Гигином, со-общает, что мать
    Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым,
    оку-нула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за
    пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно
    уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ра-нен стрелой
    Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова (или ахиллова)
    пята» употребля-ется в значении: слабая сторона, уязвимое место
    чего-либо.

    Бочка Данаид
    Данаиды в греческой мифологии — пятьдесят дочерей царя Ливии Даная,
    с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей
    Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили
    беглеца отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачную
    ночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Только одна
    из них решилась ос-лушаться отца. За совершенное преступление
    сорок девять Данаид были после своей смерти при-суждены богами
    вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве Аида.
    Отсюда возникло выражение «бочка Данаид», употребляемое в значении:
    постоянный бесплодный труд, а также — вместилище, которое никогда
    не может быть наполнено. Миф о Данаидах впервые изло-жен римским
    писателем Гигином (Басни, 168), однако образ бездонного сосуда
    встречается у древних греков раньше. Лукиан первый использовал
    выражение «бочка Данаид».

    Век Астреи
    В греческой мифологии Астрея — богиня справедливости. Время, когда
    она находилась на земле, было счастливым, «золотым веком». Она
    покинула землю в железном веке и с тех пор под именем Девы сияет
    в созвездии Зодиака. Выражение «век Астреи» употребляется в значении:
    счастливая пора.

  2. 250413
    6 сентября 2016 в 3:36 – Ответить

    Панический страх
    Выражение употребляется в значении: безотчетный, внезапный, сильный страх, охваты-вающий множество людей, вызывающий смятение. Возникло из греческих мифов о Пане, боге ле-сов и полей. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство. От-сюда же возникло слово «паника».
    Парнас
    В греческой мифологии Парнас — гора в Фессалии, местопребывание Аполлона и муз. В переносном значении: совокупность поэтов, поэзия какого-либо народа. «Парнасские сестры» — музы. 
    Пегас
    В греческой мифологии — крылатый конь Зевса; под ударом его копыта на горе Геликон образовался источник Ипокрена, вдохновляющий поэтов (Гесиод, Теогония; Овидий, Метаморфо-зы, Символ поэтического вдохновения.
    Пигмалион и Галатея
    В древнегреческом мифе о прославленном ваятеле Пигмалионе рассказывается, что он от-крыто выражал свое презрение к женщинам. Разгневанная этим богиня Афродита заставила его влюбиться в статую молодой девушки Галатеи, им же самим созданную, и обрекла его на муки безответной любви. Страсть Пигмалиона оказалась, однако, настолько сильной, что вдохнула жизнь в статую. Оживленная Галатея стала его женой. На основе этого мифа Пигмалионом пере-носно стали называть человека, который силой своего чувства, направленностью своей воли спо-собствует перерождению другого (см., например, пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион»), а также влюбленного, встречающего холодное равнодушие любимой женщины.
    Прометей. Прометеев огонь
    Прометей в греческой мифологии — один из титанов; он похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного искусства) приковать Прометея к скале; ежедневно прилетав-ший орел терзал печень прикованного титана (Гесиод, Теогония; Эсхил, Скованный Прометей). Возникшее на основе этого мифа выражение «прометеев огонь» употребляется в значении: свя-щенный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе. Образ Прометея является символом человеческого достоинства, величия.

    Работа Пенелопы
    Выражение возникло из «Одиссеи» Гомера (2, 94—109). Пенелопа, супруга Одиссея, в те-чение многолетней разлуки с ним оставалась верной ему, несмотря на домогательства женихов; она сказала, что откладывает новый брак до того дня, когда она кончит ткать гробовой покров для своего свекра, старца Лаэрта; целый день она проводила за тканьем, а ночью все, что наткала за день, распускала и снова принималась за работу. Выражение употребляется в значении: вер-ность жены; нескончаемая работа.Сфинкс. Сфинксовая загадка

    В греческой мифологии Сфинкс — чудовище с лицом и грудью женщины, туловищем льва и крыльями птицы, обитавшее на скале около Фив; Сфинкс подстерегал путников и задавал им загадки; не сумевших разгадать их он убивал. Когда же фиванский царь Эдип разгадал задан-ные ему загадки, чудовище лишило себя жизни (Гесиод, Теогония). Отсюда слово «сфинкс» по-лучило значение: что-либо непонятное, загадочное; «сфинксовая загадка» — что-либо неразреши-мое.Сизифов труд. Сизифова работа

    Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и бесплодная работа. Воз-никло из греческой мифологии. Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, дос-тигнув вершины, опять скатывался вниз. Впервые выражение «сизифов труд» встречается в эле-гии (2, 17) римского поэта Пропорция (1 в. до н. э.)

    Титаны
    В греческой мифологии—дети Урана (неба) и Геи (земли), восставшие против богов-олимпийцев, за что были низвергнуты в тартар (Гесиод, Теогония). Переносно титаны—люди, отличающиеся силой, исполинской мощью ума, гении; титанический — огромный, грандиозный.

Добавить комментарий